Футбольный клуб «Кайрат»

Футбольный клуб «Кайрат»

Алексей Шпилевский: «Пеп Гвардиола – настоящий гений»
СМИ о нас

Алексей Шпилевский: «Пеп Гвардиола – настоящий гений»

05 июня 2020
/ 11:00

Главный тренер «Кайрата» Алексей Шпилевский в интервью Лукашу Вишневскому, представляющему портал Newonce.sport, рассказал о философии «РБ Лейпциг», особенности подготовки молодых игроков, а также о величии Нагельсмана и Гвардиолы. 

В течение многих лет вы были частью одного из самых вдохновляющих футбольных проектов в Европе. Что же такого особенного в философии «РБ Лейпциг»?

– Я думаю, что все сводится к одному слову. Прессинг. Все началось с Виктора Маслова, тренера киевского «Динамо», который работал там в шестидесятые годы. Одним из его игроков, а затем продолжателем тренерской мысли был Валерий Лобановский, который улучшил свои идеи прессинга. В восьмидесятые годы киевляне, под руководством Лобановского, на сборах в Германии сыграли товарищеский матч с командой, где играющим тренером был Ральф Рангник. После игры Рангник сказал своему помощнику: «Ты видел это? Похоже, у них было еще два или три игрока на поле». Это было началом его вдохновения, которое привело его к тем идеям, которые он реализовывал сначала в «Штутгарте», затем в «Шальке», «Хоффенхайме», «Ред Булл Зальцбург» и в «РБ Лейпциг». Прессинг, как коллективное действие, взятый у Лобановского, является чем-то очень характерным для его философии. Ему стало ясно, что убедить старших, опытных игроков будет непросто. Поэтому он захотел сделать ставку на молодых игроков, которых он мог формировать по своему усмотрению и потребностям. Точно так же с тренерами, которые должны были иметь тягу учиться, впитывать знания, чтобы точно понять, что он имел в виду. Принципами нашей игры были коллективный прессинг, интенсивность, переходные фазы и продуманное движение на этапах игры с мячом и без него.

Что самое главное в подготовке молодых футболистов?

– Им не нужно рассказывать о переходных фазах, тактике и подобных вещах. Тактика придет после пятнадцати лет. У каждого ребенка, которому восемь или девять лет, и который любит футбол, есть внутренняя мотивация. Вам просто нужно дать ему понять, что если вы хотите оставаться с мячом, то после потери нужно вернуть его себе. Это в природе детей, которые любят этот вид спорта. Вы должны помнить о необходимости развивать технику, но вы не должны забывать и о когнитивных аспектах. Молодой футболист должен научиться самостоятельно принимать решения на поле. 12-14 лет - это так называемый золотой век для футболиста. Именно тогда вы действительно программируете самые важные вещи. Я вижу, что многие тренеры в России, Беларуси или Украине готовят дриблинг-тренировки для игроков этого возраста, с большим количеством преград, но без какого-либо давления. Давление необходимо! Потому что только так вы научитесь понимать игру, находить пространство, все те вещи, которые вам понадобятся, независимо от того, какую тактику вы будете использовать в будущем. Качество без тактики ничего не значит. Тактика без качества также не имеет абсолютно никакого смысла. Вы не можете учить индуктивно, вы не можете навязывать готовые решения. Игроки должны искать их сами. Если упражнение состоит в том, что Алексей должен передать мяч Лукашу, который находится в определенном месте, я должен сам найти решение. Мне всегда нравилось, как в этом плане работала лиссабонская «Бенфика». Мы сталкивались с ними много раз в младших категориях. Интеллект и техника в их игре всегда был на удивительном уровне. Игра один на один – это то, что выделяет их. В последней трети поля нет ничего более важного, чем игроки, которые обладают классным дриблингом. Это то, по чему я скучаю. Многие казахстанские команды выстраиваются защитную линию из пяти-шести игроков против «Кайрата». Когда игроку уже за 20 лет будет очень трудно научить его играть один в один. Он должен был научиться этому гораздо раньше. Он должен чувствовать, что каждая попытка дриблинга делает что-то положительное. Даже неудачная попытка. После неудачи вы должны быть готовы бороться за мяч. Не тратить энергию, не хвататься за голову. Не нужно злиться на себя, на соперника, на своих напарников. Нужно эту энергию использовать для того, чтобы скорее отвоевать мяч.

Была ли у вас возможность внимательно следить за работой первой команды РБ Лейпциг?

– Да, я был очень близок к первой команде, некоторое время даже выступал в роли переводчика одного из российских футболистов. Я мог быть с командой на всех тренировках, я ходил на сборы и мог внимательно наблюдать за работой Ральфа Рангника, участвовать в брифингах, принимать участие в дискуссиях во время перерыва и после матча. Для меня было отличным опытом. Так же, как смотреть на работу Ральфа Хазенхюттля позже. Этим летом у меня также была возможность посетить РБ Лейпциг во время подготовки. Я прекрасно знаю помощника Юлиана Нагельсмана, благодаря которому я смог поговорить с ним, как именно они тренируются.

Почему Юлиан Нагельсман особенный?

– Он знает все о футболе. Он очень уверен в себе, но не высокомерен. Он может объяснить свои идеи для футбола очень ясно. Он делает это так, что вы просто поверите ему. Это очень важно. Чтобы перевести вещи таким образом, чтобы игроки начали это делать. Если вы сумеете добиться этого, то сможете стать настоящим дирижером. Вы можете быть действительно очень эффективными в своей работе. Кроме того, он обладает необычным даром читать игру. Глядя на матч, он может быстро выявлять проблемы своей команды и реагировать, меняя тактику.

Кого вы можете назвать любимыми тренерами? Кем вы восхищались как начинающий тренер?

– Пеп Гвардиола – настоящий гений. Я хотел бы увидеть его не в ТОП-команде, потому что это может быть действительно невероятным опытом. Как бы он справился в таких условиях? Во всяком случае, я им восхищаюсь. Удивительно наблюдать, как он меняет свою систему и стратегию во время игры. В одном из матчей, возможно, с «Тоттенхэмом» он смог изменить тактическую позицию своей команды уже через 27 секунд! Он не ожидал, что «Тоттенхэм» сыграет «алмазом», и сразу же захотел скорректировать позицию своей команды. Удивительно. Я всегда восхищался Юргеном Клопом и его гегенпрессингом. Кроме того, Диего Симеоне был тренером, на которого я внимательно смотрел в контексте переходных фаз.

– Многие тренеры, которые восхищаются Гвардиолой, им не нравился стиль, предпочитаемый Симеоне.

– Для меня самое главное брать лучшее и воплощать это в мою философию. Какой смысл переводить философию один в один? Почему «Кайрат» должен играть как «Манчестер Сити», если у моих центральных защитников совершенно другие навыки и параметры, чем у него? Симеоне, Клопп, Гвардиола, Нагельсман, Сакки, Лобановский, Маслов, Кройф – все они носители отличных идеи для футбола. Почему бы не объединить все эти идеи?

– Яцек Гуральски утверждает, что Алексей Шпилевский убедил его переехать в Казахстан. Это правда?

– Действительно, после того как спортивный директор представил Яцеку наше предложение, я позвонил ему, чтобы поговорить. Я хотел объяснить ему свою философию, представить ему свою идею. Я думаю, что очень важно, чтобы игроки чувствовали поддержку тренера. Иногда вы должны быть для них как отец. Вы должны дать им как можно больше уверенности. Только уверенный в себе футболист может показать свое мастерство в полной мере. Яцек - идеальный игрок для меня на позиции шестого номера. Его менталитет, его способность играть без мяча. У него невероятная сила. Я вижу в нем самого себя. Как и я, он ненавидит проигрывать. Нам нужен был игрок, который бы сочетал оборону с атакой, совмещал различные этапы игры. Для меня он футболист, напоминающий Н’голо Канте из «Челси». С идеальным менталитетом. Польский менталитет хорош. Ваши игроки очень трудолюбивы и чрезвычайно профессиональны.

arrow-prev
arrow-next

Поделиться

Наши партнёры

close

Единый личный кабинет ФК «Кайрат»